Когда в 1976 году на заводе в Тольятти освоили
производство модели ВАЗ-2106 (Lada 1600), которая была переработана
для отечественных условий эксплуатации из RAT 124 Speciale образца
1972 года, никто не мог и предположить, что именно она станет
самой популярной и массовой продукцией Волжского автозавода.
"Шестерка" отличается от ВАЗ-2103
более мощным 80-сильным двигателем ВАЗ-2106 рабочим объемом 1,6
л, иной схемой электрооборудования и измененным оформлением кузова
и салона. Так, передние сдвоенные фары получили пластмассовые
"очки", изменена облицовка радиатора, стоят другие задние
фонари и бамперы с пластмассовыми клыками.
По сравнению с автомобилями "Москвич"
эти 5-местные седаны, отличавшиеся лучшей динамикой и действительно
комфортабельным интерьером, были верхом комфорта и престижа для
широких слоев автолюбителей СССР. В конце 1970-х ВАЗ-2106 сразу
приобрел славу "шикарного" и скоростного автомобиля,
но дорогого и менее "практичного", чем прочие "Жигули".
Приличная для того времени динамика (максимальные 150 км/ч и 16
с до 100 км/ч), рельефные сиденья с подголовниками, панель приборов
с тахометром и прекрасная звукоизоляция - было что ценить.
В 1979 году завод наладил выпуск менее мощных
модификаций ВАЗ-21061 с 71-сильным двигателем ВАЗ-2103 и ВАЗ-21063
с 64-сильным двигателем ВАЗ-21011. Они популярностью "шахи"
в народе не пользовались, но масштаб их производства нарастал
(особенно 21063), и в условиях советского дефицита потребителю
приходилось мириться с сочетанием дорогого и утяжеленного кузова
со слабым двигателем, заметно ухудшавшим динамику. С 1980 года
начали монтировать карбюраторы Озон типа 2107. Изменение электрики
в связи с меняющейся технологией происходило постоянно. В 1977-м
машины начали оснащать новыми клеммами и соединениями проводки,
а с 1986-го устанавливают новое реле.
В 1982 году проведена первая
модернизация автомобиля. На ВАЗ-2106 начали монтировать модернизированные
75-сильные (по новому ГОСТу) двигатели ВАЗ-2106. На заднем крыле
по линии молдинга перестали устанавливать светоотражатели. В 1988-м
модернизацию прошла система выпуска: в ней поставили прокладку
и гайку одноразового пользования. В 1990 году на ВАЗе освоили
своего рода комплектацию Люкс - ВАЗ-21065 со стандартным двигателем
ВАЗ-2106 с бесконтактной системой зажигания, карбюратором типа
"Солекс" (21053-1107010-03), галогеновыми фарами, улучшенной
обивкой салона и иными подголовниками сидений. Экспортные модификации
ВАЗ-21064 внешне отличались от ВАЗ-21065 бамперами с встроенными
поворотниками и несколько иной электрической схемой. С 1985 года
поначалу на экспортные модификации, затем иногда и на "внутренние"
начали устанавливать 5-ступенчатую коробку передач типа ВАЗ-2112,
а позже - типа ВАЗ-21074, что значительно снижает расход топлива
на трассе и шум от двигателя.
Но времена меняются. К концу 1980-х эта модель
с модификациями осталась самой массовой и популярной в программе
ВАЗа. Конечно, престижной ее уже не считали, но добрая память
о первом семействе "Жигулей" поддерживала устойчивый
спрос на "шестерку". На него не влияли даже засилье
маломощной модификации ВАЗ-21063 и резкое ухудшение качества сборки
и комплектующих в 1990-е годы. Автомобиль со временем стал настолько
доступен по цене, что перешел в разряд непритязательных "рабочих
лошадок". У него сложилась и постоянная армия поклонников.
Однако теперь ВАЗ-2106 все
же постепенно сдает позиции, прежде всего из-за морального старения
дизайна и интерьера, а также довольно невысоких ездовых качеств,
органически присущих классической компоновке. Тем не менее у "шестерки"
есть все шансы встретить на конвейере и свой четвертьвековой юбилей.
Тонкие двери без противоударных брусьев уже
не отвечают в полной мере современным требованиям по безопасности,
а высокий уровень шума в салоне моделей последнего выпуска свидетельствует
не о плохой изоляции, а о дефектах двигателя и трансмиссии, что
теперь отнюдь не редкость, как и разрушение балки переднего моста.
Таково стало качество комплектующих на ВАЗе... К тому же с утратой
престижности модели на модификации с самой дешевой комплектацией
перестали устанавливать молдинги, да и вообще свели хром в отделке
к минимуму, что тем не менее не сделало автомобиль более современным
(тем более что мода на хром в декоре автомобилей опять вернулась).
К существенному недостатку таких комплектаций можно отнести и
отсутствие электрообогрева заднего стекла.
Самой неудачной деталью оформления интерьера
можно назвать тонкое и скользкое рулевое колесо. Впрочем, на модели
21065 попадается и другое, более современное, меньшего размера.
Фамильная же реликвия - четыре фары в прямоугольных сдвоенных
"очках", уже настолько вышли из моды, что, можно сказать,
опять придают модели определенный "шарм".
В общем, несмотря на моральную
старость, ВАЗ-2106 можно признать оптимальным "первым автомобилем"
в жизни.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ-2106 |
Модель |
Габа-риты
дл- /шир- выс
мм |
Снаряж.
масса
кг |
Допус-тимая
полная масса
кг |
Двигатель |
Макс.
ско-рость
км/ч |
Время
разгона
до 100 км/ч
(до 96,5 км/ч) |
Тип коробки передач |
Располо-жение,
число цилинд.
и клапанов |
Рабочий объём
куб.см. |
Номи--нальная
мощность, л.с. при об/мин |
Макс. крутящий момент
Нм при об/мин |
2106 |
4166-
1611- 1440 |
1035 |
1435 |
P4-8 |
1569 |
75/5400 |
116/3200 |
150 |
17,0 |
M5 |
21061-
21065 |
4166-
1611- 1440 |
1030 |
1430 |
P4-8 |
1452 |
71/5600 |
104/3400 |
148 |
19,0 |
М5 |
|